Валентин СКРИПИН: «В Норвегии наши тренеры не приживаются»


Вoскрeсeньe. Киeв. Вaлeнтин СКРИПИН сo свoими учeникaми Сoфусoм XEГГEМСНEСOМ, Тeoдoрoм ГAДДEРУДOМ и Якoбoм КAРЛСEНOМ. Фoтo Пaвлa КУБAНOВA, «СЭ» в Укрaинe»

В интeрвью «СЭ» урoжeнeц Xaрькoвa, рaбoтaющий в Oслo, рaсскaзaл, пoчeму спeциaлисты с пoстсoвeтскoгo прoстрaнствa рeдкo зaдeрживaются в Нoрвeгии нaдoлгo, a тaкжe oбъяснил, пoчeму будучи тaм eдвa ли ни бaзoвым видoм спoртa гимнaстикa нe принoсит нaгрaд чeмпиoнaтoв мирa и oлимпийскиx мeдaлeй.

 

Учaстник Игр в Риo Стиaн Шeрaxaуг стaл пeрвым нoрвeжским гимнaстoм зa пoслeдниe 16 лeт, кoтoрoму удaлoсь xoтя бы oтoбрaться нa Oлимпиaду.

 

— В июлe прoшлoгo гoдa в вeнгeрскoм Дьeрe прoxoдил Eврoпeйский юнoшeский oлимпийский фeстивaль, — вспoминaeт прeсс-aтaшe Нaциoнaльнoгo oлимпийскoгo кoмитeтa Иринa Кaлитa. — Срeди учaстникoв сoрeвнoвaний были кaк укрaинскиe, тaк и нoрвeжскиe гимнaсты.

 

И тут вдруг трeнeр пoслeдниx вo врeмя выступлeния oднoгo из нaшиx рeбят кaк зaкричит: «Стoять!» Мы дaжe нe пoдoзрeвaли, чтo oн русский знaeт, пoтoму чтo сo свoими спортсменами говорил по-норвежски, а оказалось он наш, с Украины. 

 

Валентин Скрипин уже около десяти лет работает в Норвегии. На международный турнир «Ukraine International Cup», проходивший в прошлые выходные в Киеве, он привез троих гимнастов — действующего вице-чемпиона страны по многоборью Софуса Хеггемснеса, а также двух юниоров Теодора Роалда Гаддеруда и Якоба Гудима Карлсен — участников выше упомянутого фестиваля в Дьере.

 

ГИМНАСТИКА НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ КОНКУРЕНЦИЮ С ЛЫЖАМИ

 

— Мне было восемнадцать, когда я закончил спортивную карьеру, — рассказывает Валентин Скрипин. — Каких-то больших я успехов не добился. Выступал за город на чемпионате Украины. Выполнил норматив мастера спорта, А потом, это было в начале 2000-х, нам поступило предложение из Англии. Александр Ширяев, тренер у которого я тренировался и еще двое ребят, приняли его и уехали. Один из них Руслан Пантелеймонов в 2012 году стал чемпионом Европы в составе команды Великобритании. А мне тогда не дали визу, я остался один, мотивации продолжать тренироваться больше не было. 

 

— В Украине вы успели поработать тренером или же начали тренерскую карьеру уже после переезда в Норвегию?

 

— Совсем недолго. Я работал в клубе Рустама Шарипова, когда он только открылся в Харькове. Но он и закрылся очень быстро почему-то. В Норвегии я оказался чисто случайно. Познакомился на отдыхе с людьми, которые там работали. Они предложили мне место в маленьком клубе «Саннес». Там у меня все складывалось хорошо, но в какой-то момент захотелось большего, и я переехал в Осло. Вот уже шесть лет как живу там и работаю в самом большом гимнастическом клубе Норвегии. В «Саннес» же на мое место пришел Андрей Балясный. Он тоже харьковчанин. В свое время мы вместе учились в спортинтернате, очень сдружились. И когда меня попросили кого-то порекомендовать вместо себя, я назвал его. 

 

— Как выглядит зал в самом большом гимнастическом клубе Норвегии? И хватает ли желающих там заниматься?

 

— У нас два зала, они очень большие с хорошим оборудованием, маты и снаряды относительно новые, в общем на условия работы грех жаловаться. В Норвегии спортивная гимнастика — это как базовый вид спорта, поэтому на начальном этапе занимающихся очень много. Но проходит три-четыре года и дети переходят в лыжные виды спорта. Норвегия — зимняя страна и гимнастике в ней сложно выдерживать конкуренцию с лыжными гонками, прыжками с трамплина, а также популярным везде футболом. В общем, когда доходит до профессионального уровня, остаются единицы.

 

Чемпионат Норвегии, к примеру, это шесть-семь многоборцев, а вместе с специалистами на отдельных снарядах человек 15. 

 

ВО МНОГИХ СТРАНАХ ЗА РЕБЕНКА В 12 ЛЕТ ДАЖЕ БРАТЬСЯ НЕ СТАЛИ

 

— В вашей практике случалось, что было особенно жалко отпускать талантливого, с прекрасными природными данными для гимнастики, ребенка в другие виды спорта? 

 

— Талант — это понятие относительное, не относительна работа. Софус Хеггемснес, который выступал на Ukraine International Cup среди сеньоров, начал заниматься гимнастикой, когда ему было двенадцать лет. По меркам многих стран это вообще невозможно, а если и возможно, то тренеру просто не стоит за ребенка в таком возрасте браться. В Норвегии берутся. У Софуса хорошая работоспособность и большое желание. Как результат, к восемнадцати годам он потихонечку начинает выходить на достаточно приличный уровень. В прошлом году впервые выступал на чемпионате Норвегии по сеньорам и в многоборье занял второе место. 

 

— Много ли в стране клубов, культивирующих спортивную гимнастику и насколько вообще она доступна для среднестатистического норвежца?

 

— Любительских клубов много, профессиональных — три-четыре и они очень сильно разбросаны по стране. Спортивная гимнастика, как базовый вид спорта, в принципе доступна всем, цена зависит от группы и количества занятий. На профессиональном уровне становится уже сложнее. Потому что даже сборникам приходится платить за тренировки, а тренируются они шесть дней в неделю. Сборы и поездки на соревнования, за исключением чемпионатов мира и Европы, оплачиваются напополам с клубом. Но все равно двенадцать месяцев занятий, плюс пять-шесть турниров в год — сумма выходит достаточно внушительная, для многих родителей это накладно. 

 

Поэтому мы с удовольствием воспользовались возможностью принять участие в таком турнире как «Ukraine International Cup». В наше время финансы очень много решают, а здесь организаторы полностью оплачивают питание и отель. Я даже норвежцам в этом плане ставил в пример Украину. Несмотря на все сложности, которые испытывает страна, она смогла такие соревнования организовать. У нас тоже будет международный турнир примерно через месяц. Украина, точнее команда одного из городов, кстати, собирается приехать. А так соберутся в основном скандинавские страны, и все. Слишком дорогое удовольствие. 

 

— Кумирами в гимнастике для ваших подопечных являются мировые звезды или у них есть примеры для подражания и среди соотечественников? 

 

— Больше мировые, конечно, тот же Олег Верняев. Они следят за его выступлениями, и им хотелось побывать на его родине в Украине. Единственное, что здесь неприятно удивило, это зал инфиза, в котором мы тренировались в первый день. Я даже не знал, как ребятам объяснить для кого он. В остальном все понравилось, в пятницу прогулялись по Крещатику. В субботу после соревнований попробовали украинскую еду, в частности борщ. Для меня как для тренера важно было дать ребятам возможность принять участие в таком большом мероприятии без пресса, чтобы они выступали не чувствуя давления, которое обычно испытывает спортсмен, когда это квалификация на какие-то важные соревнования.

 

ЭКЗАМЕН В ШКОЛЕ ВАЖНЕЕ ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ

 

— Со своими подопечными, как мы успели заметить, вы общаетесь на норвежском языке. Сложно было его выучить?

 

— Я бы не сказал, хотя есть люди, которые двадцать лет назад приехали в Норвегию, но так и не говорят на норвежском. А я сразу поставил перед собой цель — выучить язык. Потому что приехал не на пару лет, чтобы просто заработать, планировал задержаться на дольше. В Норвегии очень много позитивных вещей, которых, к сожалению, нет в Украине. Менталитет, правила, все довольно четко.

 

Конечно, там все говорят по-английски, но если владеешь норвежским языком — это большой плюс для тебя. Во-первых, с документами легче, во-вторых, общение с детьми идет на другом уровне, а не ограничивается указаниями на тренировке «выпрями руки, согни ноги». С ребятами, которые приехали сюда на турнир, я работаю с самого начала, а начало у нас намного позже, чем в других странах. Юниоров я взял, когда им было по десять. Софус, как я уже говорил, пришел ко мне в двенадцать лет. Мы много времени проводим вместе, у нас есть общие темы для разговора, даже политику норвежскую и украинскую можем обсудить. 

 

— А они знают какие-нибудь слова по-русски?

 

— Конечно, знают, но это не совсем те слова, которые я бы хотел, чтобы они знали. (Улыбается). На соревнованиях они пересекаются с русскоговорящими командами, ну и учат друг друга. Конечно, знают базовые: привет, спасибо, пожалуйста. И, приехав сюда, старались практиковаться. 

 

— В Норвегии много тренеров с постсоветского пространства? 

 

— Очень много, но мало кто приживается. Другая система, другой менталитет, у детей совсем другое воспитание. Начнем с того, что страна довольно таки богатая и мотивацию как таковую им найти сложно. К тому же нельзя никого выделять. В Норвегии даже в школе не ставят оценки до восьмого класса. Хорошо это или плохо, не знаю. Но страна при этом развивается. Если ребенку не очень подходит какой-то вид спорта, но он все равно хочет им заниматься, то это желание приветствуется. Как такового отбора нет, эти профессионалы, те любители, все занимаются вместе. Хотя в клубе делается многое, чтобы тренер все-таки имел возможность работать в зависимости от уровня подготовки спортсменов. 

 

— А сколько раз в день тренируются гимнасты в Норвегии?

 

— По две тренировки в день только с пятнадцати лет. Спортинтерната там как такового нет, но есть возможность в школе в последние три года выбрать спортивное направление, и тогда добавляются утренние тренировки четыре раза в неделю. Образование там всегда на первом месте. И если экзамен в школе совпадает по времени с какими-то соревнованиями, вплоть до чемпионата Европы, то ребенок идет на экзамен. И все же гимнастика потихонечку развивается, появляются хорошие дети и неплохие результаты, хотя из-за структуры тренировок и распорядка дня нам пока сложно соперничать с той же Украиной. 

 

— Но рискну предположить, что вы все же не жалеете, что работаете и живете там, а не здесь?

 

— И да, и нет. Получается, что здесь я приезжий и там тоже, как бы хорошо не говорил на норвежском, какие бы хорошие результаты мои ученики не показывали. К тому же хотелось бы каждый день говорить на родном языке, есть в кафе нашу еду, иметь круг общения, которого нет в Норвегии. Да, там много русскоговорящих, но все равно это немного не то. Зарплаты там не миллионные, как многие думают, а цены достаточно высокие. Работая только тренером, жить довольно таки нелегко, приходится подрабатывать. Но все же это лучше, чем то, что сейчас, насколько я знаю, есть у тренеров в Украине.

 

Анна САВЧИК, Спорт-Экспресс в Украине

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.