Этот легендарный Супербоул


Лeгeндaрный Тoм БРЭДИ пoпытaeтся в шeстoй рaз выигрaть Супeрбoул. Фoтo: Reuters

В вoскрeсeньe вeсь спoртивный мир будeт вынуждeн oтoйти в стoрoну пeрeд нaстoящим культурнo-сoциaльным фeнoмeнoм — Супeрбoулoм.

 

Игрa, стaвшaя oдним из глaвныx сoбытий гoдa в сaмoй бoгaтoй и влиятeльнoй стрaнe мирa, — явлeниe, вышeдшee зa рaмки спoртa. Oтцы-oснoвaтeли aмeрикaнскoгo футбoлa дaжe прeдпoлoжить нe мoгли, кaкoгo рaзмaxa дoстигнeт придумaннaя ими вeрсия игры с мячoм.

 

Oснoвaтeль сaмoгo Супeрбoулa явнo знaл, кaк рaбoтaть с aудитoриeй. Лaмaр Xaнт, лeгeндaрный спoртивный мeнeджeр, пoмимo aмeрикaнскoгo футбoлa рaзвил в СШA и стaндaртный сoккeр, oснoвaв NASL и дaв вoзмoжнoсть прoстым янки увидeть вживую Пeлe, Йoxaнa Крoйфa, Фрaнцa Бeккeнбaуэрa и другиx лeгeнд. В свoe врeмя Xaнт дoбился мaтчa зa звaниe сильнeйшeй кoмaнды мирa мeжду двумя кoнкурирующими лигaми — сo врeмeнeм одна из них вошла в состав другой, но принцип противостояния лучших команд разных конференций остался.

 

О коммерческой жилке Ламара лучше всего говорит тот факт, что он даже для названия игр придумал свою «коронку». Каждый новый Супербоул нумеруется римскими цифрами прямо в названии: ближайшая игра, например, будет называться «Superbowl LIII», так как будет пятьдесят третьей по счету. От правила американцы отошли только в 2016-м, так как не хотели, чтобы одинокая буква «L» наводила кого-либо на мысли о поражениях («loss») или неудачниках («lousers»).

 

«Моя любимая история о популярности Супербоула — про то, как он создает альтернативную реальность на нашей планете, — рассказывает эксперт, шеф-редактор проекта First&Goal Станислав Рынкевич. — Когда матч заканчивается, игроки победившей команды наряжаются в футболки и кепки, где написано, что они — чемпионы. В руках они держат символическую газету, где на первой полосе написано то же самое.

 

К финалу такой огромный комплект сувенирной продукции готовится на оба вероятных исхода. Но это означает, что остается невостребованным второй комплект. Куда он девается? Оказывается, его как гуманитарную помощь отправляют в беднейшие районы Африки. Любители НФЛ шутят, что где-то в глубине Конго живут дети, которые уверены, что «Баффало Биллс» четыре года подряд побеждали в Супербоуле. А в реальности они четыре раза подряд проиграли».

 

***

 

А Супербоул, надо признать, всеми элементами «картинки» располагает думать не о неудачниках, а только о везунчиках.

 

Прежде всего, на трибунах счастливы зрители. Большую часть билетов реализуют клубы-финалисты, в силу многократного превышения спросом предложения основным методом выбора счастливчиков является лотерея, и для подавляющего большинства людей на трибунах данный конкретный Супербоул — первый и последний в жизни.

 

Согласитесь, это несравнимо даже с финалом Лиги чемпионов. На киевский матч имел возможность купить билет любой доехавший до нас фанат «Ливерпуля» или «Реала» — для этого было достаточно просто озаботиться этим заблаговременно и заплатить деньги, сопоставимые с расходами на дорогу. Стоимость же одного билета на Супербоул у перекупщиков в среднем составляет четыре тысячи долларов — более чем весомый повод считать участие в этой игре даже в качестве зрителя особенным, невероятным событием.

 

Поэтому и освещает как в последний раз каждый Супербоул канал, который его показывает — потому что никто не имеет права транслировать это событие ежегодно. На данный момент права на показ этой игры делят между собой каналы CBS, FOX и NBС, демонстрируя игру по очереди, каждый раз в три года.

 

В 2019-м настала очередь CBS — и, конечно, этот канал сделает все и даже больше, чтобы затмить своих зубастых конкурентов. Больше ста камер, около трехсот микрофонов, тысячи журналистов с места событий — это базис, константа. Чем-то особенным телевизионщики могут радовать нас прямо по ходу игры.

 

Наверняка счастливы даже выступающие на Супербоуле звезды — потому что просто нет звезды такого масштаба, которой приглашение на главное спортивное событие Америки было бы гарантировано каждый год и, как следствие, приелось. В разные годы в перерывах песни исполняли Майкл Джексон, Джастин Тимберлейк, Пинк, Кэти Пэрри, Уитни Хьюстон и многие другие звезды, чьи имена стали нарицательными.

 

***

 

Перейдем к людям, которым мало одного участия в Супербоуле. Очередной финал подарит нам классический спортивный сценарий: прославленный гранд против дерзкого выскочки.

Команда «Нью-Ингленд Пэтриотс» играла в финале и год назад, и два, и четыре. Американский магнат Роберт Крафт создал в Бостоне настоящую команду-династию, которую заносят в список фаворитов по умолчанию, еще до старта сезона. Это может звучать обычно для европейского спорта, но в американских лигах с их потолком зарплат, системой драфта и другими уравнивающими команды нормами это на порядок сложнее.

 

«У «Нью-Ингленда» по большому счету есть две большие личности — величайший тренер в истории НФЛ Билл Беличик и величайший игрок в истории НФЛ Том Брэди, — считает Рынкевич. — А дальше — легион из ноунеймов. Есть, конечно, игроки более опытные, именитые, но завтра Беличик их выплюнет и забудет. Там все решает система, лучшая из всех, что доводилось видеть в командных видах спорта. Лучшая, безжалостная, не всегда эффектная, но всегда эффективная».

 

Противостоять команде мечты будет «Лос-Анджелес Рэмс» — команда, которая неплохо символизирует охоту американских команд к перемене мест. В довоенное время «Рэмс» играли в Кливленде, потом до 1994-го в Лос-Анджелесе, в 1994-2016 годах — в Сент-Луисе, а два года назад снова вернулись в Лос-Анджелес! Все это, как вы понимаете, без форс-мажоров вроде тех, что у наших восточных команд — просто руководство клуба решало, что франшизе будет комфортнее развиваться в другом городе, и фанаты спокойно заполняли трибуны в новом городе.

 

«Вот у «Рэмс» суперзвезд много, — подчеркивает Рынкевич. — Они вообще в межсезонье набрали сильных свободных агентов и стали похожи на «Голден Стэйт Уорриорс», только пока еще ничего не выигравших. Акцент все делают на машине для убийств Аароне Дональде, лучшем защитнике лиги. Если он будет добираться до Брэди и валить его на газон, у «Рэмс» будут шансы.

 

Но мой любимый игрок — Джонни Хеккер. Он играет на позиции пантера. Задача пантера в игре простая и невзрачная — он выбивает мяч далеко в сторону соперника, когда нападение его команды зашло в тупик и израсходовало попытки. Но правила позволяют пантеру не только выбить мяч, но и сыграть обманный розыгрыш — попытаться отдать пас своему. Хеккер это делает прекрасно».

 

***

 

Чтобы играть великие матчи, нужны великие арены. Место, на котором пройдет Супербоул LIII, выделяется даже на фоне предыдущих пристанищ главного матча в американском спорте. «Мерседес-Бенц Стэдиум» в Атланте — самый дорогой и, пожалуй, самый технологичный стадион в мире.

 

Под крышей расположен 360-градусный гало-экран, на котором каждый зритель может увидеть повторы эпизодов. Еще больше двух тысяч (!) экранов распределены по всей арене, чтобы посетители не боялись со своих мест отойти за едой или в туалет. На «Мерседес-Бенц Стэдиум» на случай непогоды закрывается крыша, трибуны в кратчайшие сроки перестраиваются с матчей американского футбола на европейский.

 

На фоне такой победы технологий отсутствие на стадионе бумажных билетов даже не удивляет: сложно представить посетителя «Мерседес-Бенц Стэдиум», для которого это стало бы проблемой. Как сказал руководитель управляющей компании стадиона, «Наш конкурент — это не соседний стадион, а уютная гостиная, в которой есть телевизор и рядом с которой стоит холодильник».

 

«Пожалуй, у «Пэтриотс» путь в финал был более сложным хотя тут есть много нюансов, — подчеркивает Рынкевич. — «Рэмс» прошли в Супербоул после вопиющей судейской ошибки в финале конференции. Судья не зафиксировал очевидное нарушение в ключевой момент игры. Это не какой-то спорный эпизод, а конкретный косяк, который признали все. С вероятностью в 99 процентов в случае нарушения сейчас бы в Супербоуле играли «Нью-Орлеан Сэйнтс».

 

Что касается «Нью-Ингленда», то они провели очень невыразительный по своим меркам регулярный сезон. Настолько невыразительный, что их даже потихоньку стали списывать со счетов. Но опыт побед «Пэтриотс» настолько огромен, что в плей-офф им нет равных. И даже Брэди, которому уже 41 год, и возраст не позволяет ему бросать мяч так хорошо, как раньше, просто за счет психологических качеств выдает максимум в пиковые моменты встречи.

 

«Пэтриотс» впервые за много лет лишились преимущества домашнего поля (напомню, в плей-офф играется не серия, а один матч на вылет на каждой стадии) в финале конференции. На выезде они не играли очень давно, да еще и против MVP сезона Патрика Махоумса. Но ничего, Беличик запутал соперника в сети своей системы, Брэди выдал очередную сверхэффективную игру — и вуаля, «Пэтриотс» снова в Супербоуле.

 

У «Рэмс» есть шансы, только если защитники смогут добираться до Брэди. За две предыдущие игры плей-офф квотербека «Пэтриотс» ни разу не уронили на газон с мячом в руках. В таких условиях Брэди непобедим. Год назад «Нью-Ингленд» ввязался в Супербоуле с «Филадельфией» в перестрелку и проиграл. Думаю, сейчас они смогут действовать более прагматично и победят…»

 

Виталий ПАСИЧНЫЙ, Спорт-Экспресс в Украине

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.