Кaкaя уж тут зaбoтa o здoрoвьe, eсли пoсeщeниe гинeкoлoгa чaстo стaнoвится нaстoящим испытaниeм — причeм чaщe всeгo бeз пoбeды нa финишe, зaтo с oщущeниeм нeспрaвeдливoсти и пoтeряннoсти? Этo мы дeлaeм чтo-тo нe тaк, или этo врaчи нaм пoпaдaются кaкиe-тo нe тaкиe?
«Нa приeмe гинeкoлoг вeлa сeбя грубo, кoммeнтирoвaлa кoличeствo мoиx пoлoвыx пaртнeрoв». «Врач на мои слова, что во время осмотра она делает мне больно, ответила «а трахаться не больно было?» «В районном ЖК врач орет на пациенток, требует «не зажиматься», давая направление на анализы, говорит «проверь, вдруг что подцепила».
К сожалению, такие истории есть, наверное, у каждой женщины: неудачный опыт посещения гинеколога надолго отбивает стремление следовать советам и посещать врача раз в полгода. Какие там полгода, некоторые десятилетиями не добираются до медкабинета в смутной надежде, что раз ничего не беспокоит — значит, все хорошо.
Потому что именно у гинекологов на удивление большой арсенал неприятных для пациентки слов и действий: и сфера эта — интимная и деликатная, и женщины особенно уязвимы и обидеть их легко. Это, например:
- Запугивание. Не родила до 28 лет — будут проблемы. Не родила второго до 30 — будут проблемы. Принимаете противозачаточные таблетки — будут проблемы, эрозия — ну точно будут проблемы!
- Преувеличение проблемы. «А где же вы раньше были? Даже не знаю, теперь лечиться долго придется».
- Неуважительное отношение. Может начаться с бесцеремонного и перехода на «ты», продолжиться неуместными комментариями о количестве (и качестве) ваших половых партнеров, вашего образа жизни.
- Грубость. Например, явно неаккуратный осмотр и полное нежелание сделать его более комфортным для пациентки или комментарии в духе «Да не может это быть больно».
- Оценка и осуждение. «Вы рожать вообще собираетесь? Давно пора!» или «Сколько можно рожать уже», «С такой маткой ребенка не выносить», «За мужем надо внимательнее следить, чтобы потом воспалений не было».
- Нежелание подробно информировать вас как пациента о вашем состоянии, возможностях диагностики и лечения.
- «Коммерческие» или устаревшие диагнозы (например, уреаплазма или ВПЧ, которые «обязательно надо вылечить», загиб матки, с которым «ни зачать, ни выносить не получится») и уверенность в том, что вы никак не можете в этом разбираться — «вы что, милочка, врач?»
- Непрошеные советы. Например, чаще заниматься сексом, реже заниматься сексом, срочно родить ребенка, родить ребенка не от мужа, завести любовника и т.д.
Почему они с нами так?
На самом деле, объяснение тут всего одно: перед вами — плохой и непрофессиональный врач, который во время учебы прогуливал предмет «Медицинская этика», где, собственно, и учат правильно взаимодействовать с пациентом, а не воспринимать его как некий досадный объект. Может быть, кстати, он и другие предметы тоже прогуливал или в целом не очень доволен своей профессией, или характер у него не очень, или уже произошло профессиональное выгорание, и все посетительницы просто слились в одну условную «женщина, быстрее раздеваемся» — но это в любом случае не должно отражаться на пациентах. Да, вам ужасно не повезло столкнуться именно с таким врачом, но если вы оставите все как есть и ограничитесь слезами и жалобами подружке — этот врач обидит еще пару сотен пациенток и будет считать, что так и надо. А так — не надо!
Что вы можете сделать. Вы и правда это можете!
- Войдя в кабинет, честно сообщите, что вы нервничаете — да, вот такая у вас особенность. Хороший врач обязательно постарается вас успокоить, нормальный врач не будет дополнительно нервировать. Врач никак не среагирует? Похоже, не ваш это врач.
- Не терпите — ни боль, ни дискомфорт, ни грубость. Говорите о том, что вас не устраивает, не бойтесь быть «неудобной» пациенткой. Да, вас у врача много, но вы-то у себя одна.
- Напоминайте об уважительном отношении к себе как к пациенту. Если нужно — требуйте этого уважительного отношения. Вы можете, например, сказать: «Пожалуйста, смените тон, или я буду вынуждена сменить врача» или «Я вас попрошу воздержаться от подобных комментариев, это неэтично». Если действия врача явно грубые, болезненные — просто спокойно, но твердо требуйте немедленно остановиться. Не стесняйтесь обратиться к главврачу — он обязан помочь вам. Вот, кстати, «Горячая линия» Департамента здравоохранения города Москвы: 8 (499) 251-83-00 — в конфликтных ситуациях можно сразу звонить сюда. Диктофон на телефоне тоже, кстати, можно включать сразу — и сказать об этом врачу.
- Меняйте врача, если с этим специалистом лично вам некомфортно или что-то в его словах и действиях вас смущает. Даже если вы пришли по рекомендации друзей или мамы, даже если этого врача вам расхваливали как внимательного, чуткого и справедливого — мы все разные и нужно нам разное, и даже ироничное замечание может быть весьма травмирующим. Даже если вы поняли, что вам тут не нравится, прямо в середине осмотра, когда вроде бы уже неловко сбежать — вставайте, одевайтесь и уходите. Врач, с которым рядом вы будете чувствовать себя спокойно, а его рекомендациям следовать уверенно, наверняка существует.
- Не стесняйтесь задавать вопросы и записывать ответы (можно на диктофон, дома послушаете). На все ваши «почему» вы должны получить развернутые «потому что». У вас будет достаточно информации о вашем здоровье и о методах его защиты, а у врача — понимание, что вы не «объект лечения», а живой человек с критическим мышлением.
- Оставляйте отзывы о враче везде, где это возможно. В книге жалоб, на сайте поликлиники или ЖК, на женских форумах, в тематических обсуждениях. Постарайтесь, чтобы отзывы были не просто эмоциональными («Иванова- садистка»), а помогали потенциальным пациенткам составить объективную картину произошедшего и сделать выводы («Иванова грубит на приеме, склонна к гипердиагностике и считает, что 30 лет — это старородящая»).
Фото: Fotodom
Дата: 18 октября 2016
← Нажми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке