Aлeксaндрa НAЗAРOВA и Мaксим НИКИТИН вмeстe сo свoим пeрвым трeнeрoм Гaлинoй ЧУРИЛOВOЙ. Фoтo Пaвлa КУБAНOВA, «СЭ»
Вчeрa фигуристы рaзыгрaли пeрвыe нaгрaды чeмпиoнaтa Укрaины, пo итoгaм кoтoрoгo будeт сфoрмирoвaнa кoмaндa для учaстия в чeмпиoнaтe Eврoпы (25-29 янвaря, Oстрaвa) и чeмпиoнaтe мирa (29 мaртa — 2 aпрeля, Xeльсинки).
Пoдрoбнo o пeрипeтияx бoрьбы нa стoличнoй «Лeдoвoй aрeнe», читaйтe в ближaйшeм нoмeрe «СЭ». A пoкa oтмeтим, чтo двoйным успexoм xaрькoвскoй шкoлы зaвeршились сoрeвнoвaния в тaнцax нa льду. Aлeксaндрa Нaзaрoвa и Мaксим Никитин, прoпустившиe прeдыдущee нaциoнaльнoe пeрвeнствo из-зa трaвмы пaртнeрши, вeрнули сeбe чeмпиoнскoe звaниe.
Влaдимир Бeликoв, кaк и в прoшлoм гoду, пoднялся нa втoрую ступeньку пьeдeстaлa, тoлькo нa этoт рaз с другoй пaртнeршeй Дaриeй Пoпoвoй.
Oбa дуэтa вывoдилa нa лeд зaслужeнный трeнeр Укрaины Гaлинa Чурилoвa. Прo тo, кaк сoздaвaлся нoвый сeрeбряный тaндeм, a тaкжe o тoм, кaкими были в дeтствe нoвoиспeчeнныe чeмпиoны Украины, она рассказала в интервью «СЭ».
— Галина Владимировна, еще в прошлом сезоне Владимир Беликов вместе с Анжеликой Юрченко участвовал в юниорском чемпионате мира в Дебрецене и представлял Украину на Юношеской Олимпиаде в Лиллехаммере, а сейчас выходит на лед с Дарией Поповой, которая до этого каталась с Владимиром Накисько. Как получилось, что из двух пар образовалась одна?
— Причин было несколько. Во-первых, у Анжелики Юрченко очень серьезные проблемы с коленями, и к сожалению, на данном этапе их устранить невозможно. Пока зона роста не закрыта, оперировать нельзя. А после хирургического вмешательства тоже непонятно какую она сможет выдерживать нагрузку.
Поэтому нами еще в начале прошлого сезона по согласованию с партнершей было принято решение, что мы выступаем на всех стартах, на которые отобрались, это Юношеская Олимпиада и чемпионат мира среди юниоров, а дальше будем думать. И вот придумали: пришлось подобрать другую партнершу для Беликова.
— Что может стать главным козырем новой пары?
— Козырей у ребят очень много, вопрос — смогут ли они их реализовать. Они яркие и креативные, легкие на льду, очень подходят друг другу по антропометрическим данным. Ничто им не мешает попасть в топ.
— А какова спортивная судьба бывшего партнера Поповой — Владимира Накисько?
— Владимир уехал тренироваться к Марине Анисиной. Там для него нашлась партнерша — из Швейцарии. И теперь он будет выступать с ней за эту страну. Ему были предложены варианты, которые позволяли остаться в моей группе. Но родители мальчика приняли другое решение, и они по-своему правы. Между нами состоялся нормальный человеческий диалог и мы друг друга поняли.
— Почему мы не видим здесь еще одну вашу пару, остановившуюся в прошлом сезоне в шаге от пьедестала чемпионата Украины, а в этом засветившуюся на этапе юниорской серии «Гран-при ISU» в Саранске Ольга Гиглава и Александр Сироштан.
— Во-первых, они еще юниоры, и для участия во взрослом чемпионате им нужно было подготовить совсем другую короткую программу. Во-вторых, нас всех очень сильно подкосил вирус, который прошелся недавно по стране. На турнире в Минске Саша откатал короткий танец с температурой, а с произвольного мы уже просто вынуждены были сняться.
— Сегодня вы снова выводили на лед Александру Назарову и Максима Никитина, которые этим летом после трех сезонов у Александра Жулина перешли в группу Игоря Шпильбанда.
— Да, и испытала давно забытые, но очень приятные ощущения. (Улыбается)
— Помнится, три года назад вы сами поспособствовали переходу Саши и Максима в группу Жулина. Скажите, а они советовались с вами, когда принимали решение о переезде в США? И как вы оцените первые результаты их работы со Шпильбандом
— Мы с ними продолжаем жить единой жизнью, стараемся связи не терять нигде и ни в чем — ни в постановках, ни в костюмах. Саша и Максим пришли ко мне, когда им было семь и девять лет соответственно. Они буквально выросли у меня на руках и я их очень люблю. Поэтому здесь речь не идет о том, чтобы советоваться, мы с ними все решения продолжаем принимать коллегиально.
У Шпильбанда ребята тренируются всего полгода, поэтому они еще находятся в переходном периоде. Стиль, в котором они катались до этого, был другим. Американская школа очень сильно отличается от русской. У них сейчас идет процесс перестройки и адаптации — к лирике, к взаимодействию на льду. Но я их люблю любыми, поэтому мне тяжело оценивать. Мне нравится все, что они делают.
С Шпильбандом я общалась на этапе «Гран-при» в Остраве. И он пел моим детям дифирамбы, говорил, что ему очень приятно с ними работать, что ему нравится все, что они делают, и особенно то, что предлагают много своих идей. С Сашей и Максимом всегда очень легко было ставить программы и он тоже это отметил. Это качество не так часто, как кажется, встречается даже среди высококлассных спортсменов.
— А вы с первых тренировок разглядели в Назаровой и Никитине потенциал первой пары Украины?
— То, что Максим где-то когда-то будет выступать, было понятно сразу. Неважно фигурное катание или хоровое пение, уверена, он все равно бы стал солистом. Он с детства обожал выступать, даже больше, чем тренироваться. Саша — девочка в себе, очень вдумчивая и тонкая натура, и немножко закрытая, как все глубокие люди. У нее не было особых физических данных, когда она начинала заниматься фигурным катанием. Знаете, как иногда говорят, человек родился в коньках. Так вот это не про нее! Но она оказалась настолько целеустремленной девочкой. Папа у нее тоже спортсмен, если быть точнее профессиональный футболист, играл за харьковский «Металлист». Сейчас тренером работает. То есть семья прекрасно знала, что спорт — это очень тяжелая дорога. И маме, которая вслед за мужем исколесила всю страну с двумя маленькими детьми хотелось понять, есть ли смысл идти по этой дороге снова.
Но пока Саша, маленькая семилетняя девочка, каталась в группе, я не могла понять получится из нее что-нибудь или нет. И мы с ее мамой договорились, что придем как-нибудь на отдельный лед и я посмотрю сможет ли она себя реализовать в фигурном катании. И вот на той тренировке я и поняла: сможет, конечно, сможет! Потому что ребенок слышал абсолютно все. Она себя переламывала, но делала так, как я просила. Это очень дорогого стоит.
Все, что Саша сейчас умеет, а она очень чистенько катается, это все она из себя сама сделала. Вот скажите кому-то похудеть на определенное количество килограмм. Да, может быть, на каком-то этапе даже перебор получился. Но главное, она поставила перед собой задачу — и выполнила ее.
— То есть это не от природы она такая тонкая и звонкая?
— Конечно нет, это результат ежедневной работы над собой. Она килограмм на восемь похудела за прошлое лето. Аргументация была немного смешная: «Я хочу белое платье, но с этими параметрами я себе в нем не нравлюсь». Ей сказали: «Саша, боже, что ты с собой сделала, это слишком много!». «Правда, а сколько тогда немного? — переспросила она — Столько? Хорошо!»
Но это не по повиновению волшебной палочки случилось, это был тренажерный зал и отдельный специалист, который помогает сбросить вес, сохранив при этом мышечную массу. Саша настоящий профессионал и я ее за это очень уважаю.
Анна САВЧИК, Спорт-Экспресс в Украине