Татьяна КЛИМЧЕНКО: «Мы все немного сумасшедшие»


Тaтьянa Климчeнкo. Фoтo: Из aрxивa «СЭ»

Зoлoтым oкaзaлся для 22-лeтнeй Тaтьяны Климчeнкo из Чeрвoнoгрaдa финиш Кубкa мирa-2016/17.

 

Зaвoeвaв зoлoтo в скрэтчe нa зaключитeльнoм чeтвeртoм этaпe в Лoс-Aнджeлeсe, oнa в oбщeм зaчeтe этoй дисциплины стaлa втoрoй, уступив лишь рoссиянкe Eвгeнии Рoмaнютe — двукрaтнoй брoнзoвoй мeдaлисткe чeмпиoнaтoв мирa (2013, 2014). 

 

Тo, чтo Климчeнкo пo силaм бoрoться зa нaгрaды, былo виднo eщe зa нeдeлю дo стaртa нa aмeрикaнскoм трeкe, кoгдa oнa финиширoвaлa шeстoй нa прeдыдущeм этaпe Кубкa мирa в Кoлумбии, кaк рaсскaзaл «СЭ» стaрший трeнeр жeнскoй сбoрнoй Укрaины Oрeст Тычкo.

 

Прaвдa, нe oбoшлoсь бeз фoрс-мaжoрa. Кoмaндe три дня пoслe пeрeлeтa в СШA пришлoсь ждaть свoй бaгaж из Кoлумбии. Выручили прeдстaвитeли укрaинскoй диaспoры, кoтoрыe прeдoстaвили нaшим спoртсмeнaм свoи вeлoсипeды, прaвдa, oни были aмaтoрскими. Нo дaжe тo, чтo трeнирoвaться пришлoсь нa тaкoм инвeнтaрe (к нaчaлу сoрeвнoвaний бaгaж всe-тaки дoстaвили), нe смутилo Тaтьяну Климчeнкo. Впрoчeм, у этoй дeвушки тaкoй xaрaктeр, чтo кaжeтся, ee вooбщe мaлo, чтo мoжeт выбить из кoлeи.

 

Пoслe стaртa в Кaли Климчeнкo вмeстe с трeнeрoм в экспрeсс-рeжимe прoвeлa рaбoту нaд oшибкaми. И eсли нa кoлумбийскoм трeкe она, откровенно говоря, «проспала» отрыв, то на американском — стала единственной, кому удалось преуспеть в погоне за Ясмин Дюринг. А затем, на финише, воспользовавшись неразберихой из-за падения в группе, опередить и выше упомянутую представительницу Канады. Тем самым Климченко завоевала третью в общем, вторую в личной гонке и первую наивысшей пробы медаль Кубка мира в своей карьере.

 

НА ВЕЛОСИПЕД НЕ САДИЛАСЬ ЧЕТЫРЕ ДНЯ 

 

Впрочем, почивать на лаврах после возвращения из США Татьяна Климченко не стала, судя по тому, что звонок корреспондента «СЭ» застал ее в Закарпатье, где проходил открытый весенний чемпионат Украины в многодневной гонке на шоссе. 

 

— Вы хоть немного дали себе отдохнуть после того, как в начале марта вернулись из заокеанского кубкового турне?

 

— Дня четыре, учитывая дорогу, я на велосипед не садилась. А потом снова начала кататься, потому что долго отдыхать нельзя. На носу чемпионат мира на треке (12-16 апреля в Гонконге — Прим. А.С.). 

 

— Вы знаете, что из себя представляет трек Гонконге?

 

— Нет, в прошлом году там проходил один из этапов Кубка мира. Но я в нем не участвовала. Знаю, что трек там относительно новый, а поскольку сейчас все строят по одному стандарту, несложно догадаться, какой он. Как будет проходить акклиматизация, сложно судить, потому что я еще ни разу не была в тех краях. Могу сказать только, что после Лос-Анджелеса мне было тяжело адаптироваться в Украине. Я рано ложилась — в пять вечера и спала до четырех утра. Но потихоньку, конечно, опять привыкла к нашему времени.

 

— А к нашему треку тоже привыкли? Каково это после новеньких суперсовременных велодромов выходить на старое потертое полотно львовского СКА (официальнойе название — Учебно-тренировочная база летних видов спорта Министерства обороны Украины — Прим. А.С.).

 

— Наш трек, конечно, сильно отличается от заграничных. Мало того, что он нестандартный, так еще и техника безопасности при его сооружении была нарушена. По середине стоят колонны, которые крышу подпирают, а их там вообще быть не должно. Поэтому большие соревнования у нас проводить нельзя. Помимо этого заграницей треки в общем более накатистые и круглые, с более высокими и широкими виражами. Там ты не боишься находиться в группе. Во Львове же особенно для детей, которые еще только учатся, это страшно. Виражи крутые, и если ехать слишком медленно, можно упасть хорошенько.

 

ЕЗДИТЬ СКРЭТЧ УЧИЛАСЬ У МУЖЧИН

 

— Где сейчас находится золотая медаль, которую вы завоевали на Кубке мира в США? Случайно не вместе с вами принимает участие в гонках на Закарпатье?

 

— Нет, медаль осталась во Львове. В квартире у родителей есть шкаф, где все мои медали хранятся как с украинских, так и с международных соревнований. 

 

— Только ваши?

 

— Да, у нас в семье других спортсменов нет.

 

— Как отреагировали бы, скажи вам кто-то накануне старта, что выиграете золото в Лос-Анджелесе?

 

— Не поверила бы, наверное. Нет, конечно, всякое случается. Но у нас такой вид спорта, что сложно планировать. И даже если ты продумаешь все, казалось бы, до мельчайших деталей, что-то может пойти не так — и ты не выиграешь.

 

— В Лос-Анджелесе вы выходили на старт, имея какой-то план действий наготове или скрэтч — такая дисциплина, в которой действовать приходится исключительно по ситуации?

 

— Да, скорее ситуативная. В Америке к тому же все были уставшими, поэтому скорость была немного меньше, чем на предыдущих стартах, это была больше тактическая гонка. В какой-то степени мне повезло. Дюринг первой ушла в отрыв, я бросилась ее догонять, думала, что группа за мной сядет, не села. Мы с канадкой работали не сменами, каждая по отдельности, но в итоге обе сделали круг преимущества. Дюринг вклинилась в группу на несколько секунд раньше меня. Она находилась сверху, а я снизу в тот момент, когда примерно за круг до финиша произошло падение, которое тоже повлияло на исход гонки. Я видела, что главная соперница осталась сзади и из последних сил помчалась на финиш, чтоб ее не пропустить. 

 

— Когда эмоции были ярче: сейчас после победы в Лос-Анджелесе или же когда вы, завоевав бронзу в скрэтче в ноябре 2013-го в Великобритании, впервые в карьере поднялись на пьедестал Кубка мира?

 

— По-моему, тогда было круче, я была младше и успех был более неожиданный.

 

— Как сильно отличался сценарий, по которому была завоевана ваша первая личная кубковая награда в Манчестере-2013?

 

— Сценарий был похожий, тоже образовался отрыв, но тогда нас было трое: я, полька Малгожата Войтыра и англичанка Кейт Арчибальд. Ах да, была еще мексиканка (София Наварро — Прим. А.С.). Она также обогнала группу на круг. Но в отличие от гонки в Лос-Анджелесе, тогда до финиша оставалось еще достаточно кругов. Мы ехали, следя друг за другом, и потом разыграли между собой медали. Мне досталась бронза. 

 

— Орест Тычко рассказывал, что ездить скрэтч вы училиь, детально разбирая аналогичные гонки у мужчин, поскольку те совершают меньше ошибок. Так кто же из известных скрэтчеров, назовем их так, оказался для вас самым лучшим учителем? 

 

— Одного учителя как такового не было. Просто мы анализировали как ездят этот вид мужчины и заграницей, и в Украине. Из каждой гонки я брала для себя что-то. 

 

ЛОШАДЬ, КОТОРАЯ УМЕЕТ БЫСТРО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ

 

— Свою первую кубковую медаль — серебро вы завоевали в командном преследовании в январе 2013-го в Мексике. Насколько сложно было вам, человеку, который все-таки привык больше отвечать сам за себя, в этой гонке? 

 

— Конкретно в ней мне было тяжело, потому что я тогда была еще юной. Но с другой стороны, у нас перед тем этапом были сборы, мы хорошо подготовились. Я постаралась выложиться на полную, и в принципе у меня это получилось, отсюда и результат. Но честно признаться, я и по сей день все-таки увереннее себя чувствую, когда отвечаю сама за себя. Перед командной гонкой на разминке все может быть хорошо, но на самом деле ты никогда не узнаешь, что происходит в голове у твоих однокомандниц. Бывают непредвиденные ситуации, тебе становиться плохо во время гонки, а тут бац — еще кого-то рубануло и он тоже сходит. 

 

— Прошло около трех лет между вашими первыми кубковыми успехами в Манчестере и Агуаскальентес и победой в Лос-Анджелесе. Каким они для вас были?

 

— Достаточно тяжелыми. В прошлом году я закончила Львовский университет физической культуры. А до этого мне приходилось совмещать тренировки с учебой. Сложить все в кучу никак не удавалось, поэтому предыдущие три года и вышли такими скудными на результаты. 

 

— На крупных международных стартах вас помимо скрэтча можно увидеть в омниуме, гонках по очкам и с выбыванием, командном преследовании, и даже в олимпийском спринте. Если я что-то упустила, добавьте, но даже с учетом выше перечисленного, диапазон ваших возможностей впечатляет. А к какому виду у вас все-таки больше лежит душа? 

 

— Начнем с того, что в олимпийский спринт я попала случайно, просто не нашлось напарницы для Алены Цьось. И мне пришлось ею стать. Я тогда еще и в кейрине стартовала, это был чемпионат Европы. И в спринте — тоже, кстати, но там все ограничилось отбором на двухсотке, я не прошла квалификацию. Вообще, выступать в спринтерских видах было достаточно интересно. Конечно, это не мое, но в принципе попробовать можно. Хотя сейчас там такой уровень, такие скорости, что мне было бы тяжело на что-то рассчитывать. Вообще, я конечно, больше всего люблю скрэтч и омниум, в котором у меня были медали чемпионата Европы (серебро среди юниоров (2012) и бронза по андерам (2014) — прим. А.С.)

 

— Леся Калитовская как-то в интервью сказала: «Чтобы выиграть омниум, нужно быть лошадью, потому что это два дня издевательства над организмом». Пусть теперь не два, а один, но все же согласны с определением, которое дала этой дисциплине, бронзовая медалистка Игр в Пекине? 

 

— Если вы имеете в виду предыдущий омниум, который состоял из шести видов и шел два дня, то здесь я полностью согласна с Лесей. Новый формат, который предполагает четыре групповые гонки в один день — это тоже непросто, и тоже надо быть немного лошадью. (Улыбается). Но более шустрой, умеющей быстро принимать решения и реагировать на ситуацию.

 

— Какие виды лично вы хотели бы видеть в программе Олимпиады-2020?

 

— К тем, что есть, я бы добавила женский мэдисон. 

 

— Насколько я понимаю, это один из самых травмоопасных видов программы. Вам его ехать не страшно?

 

— Так и есть, но когда его технично едут, это очень интересно! Я себя пробовала в мэдисоне один единственный раз на зимнем чемпионате Украины. Ну и на тренировках, конечно. 

 

МАМА ВИДЕЛА МЕНЯ НА ТРЕКЕ ТОЛЬКО РАЗ, БОЛЬШЕ НЕ ХОЧЕТ 

 

— Раз уж мы упомянули травмы, скажите, какие самые неприятные воспоминания, связанны у вас с велоспортом?

 

— У меня серьезных травм пока не было, Слава Богу. Падения случались, конечно, но без последствий. Я, наверное, счастливчик в этом плане. Все мои неприятные воспоминания связаны только с теми гонками, которые я плохо проехала. 

 

— А родители по началу как относились к вашему увлечению велоспортом? 

 

— Мне было лет двенадцать-тринадцать, когда я начала заниматься велоспортом у себя в Червонограде (первый тренер — Вячеслав Рудько — Прим.А.С.). Начала весной, а уже осенью мы должны были ехать на соревнования во Львов. Мама не хотела меня отпускать, но я упрямая была и есть. (Улыбается). В общем, стала я потихонечку ездить на соревнования, потом поступила в училище физкультуры. Мама еще пыталась спорить, дескать может тебе дальше все-таки не в спортивном вузе обучение продолжить. Но я уперлась рогом. 

 

— А гонки на треке с вашим участием она когда-нибудь вживую видела? 

 

— Один раз во Львове. Я тогда выиграла, кстати. Мама сказала, что это очень страшно. И больше не приезжала. (Улыбается).

 

— Сколько у вас было велосипедов за всю карьеру?

 

— Трековый у меня только второй. Если шоссейных, то я сейчас на пятом езжу. Первый был просто железный, ободранный. Хорошо, что вообще ездил. Второй уже получше, третий — алюминиевый с переключателями и карбоновой вилкой. Когда я поступила в инфиз, и пришла тренироваться к Оресту Богдановичу Тычко, он мне дал новый велосипед тоже из карбона. А сейчас я уже езжу на Comanche, как мужская сборная Украины. 

 

— Карьера в профессиональной шоссейной команде вас привлекает?

 

— В принципе да, но я пока серьезно этим вопросом не занималась.

 

— Какое максимальное расстояние можете проехать за тренировку и о чем обычно думаете во время нее? 

 

— Проезжала 150-160 километров. Но такие тренировки не часто бывают. О чем думаю? Да, о чем угодно: что делается дома, какая погода. Бывает какая-то песня заедает, как правило дурацкая. Так и крутится в голове, пока про что-то другое не подумаешь. Иногда можно поговорить с подругами по команде или даже спеть, это когда откатка идет и нетрудно дышать. 

 

— Если парень с которым вы случайно познакомились, предложит в качестве свидания прогулку на велосипеде, как отреагируете?

 

— Соглашусь, наверное. Только подберу время, чтоб это было не после соревнований или в выходной от тренировок день. И потом если это будет велосвидание, не думаю, что мы пятьдесят километров проедем, максимум десять.

 

— Это вы, по-моему, еще высоко оцениваете физические возможности обычных парней.

 

— Точно. (Смеется).

 

 — Предлагаю подытожить нашу беседу так: в хоккей играют настоящие мужчины, а какие девушки занимаются велоспортом?

 

— Сrazy, то есть немного сумасшедшие. Потому что это очень тяжелый труд. И нужно быть слегка больным на голову, чтобы выбрать его в качестве основного занятия в жизни. (Смеется).

 

Анна САВЧИК, Спорт-Экспресс в Украине

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.