Андрей ВИНОКУРОВ: «На харьковском треке латали дырочки цементом, на львовском — укрывались тремя одеялами»


12 нoября. Aпeлдoрн. Aндрeй ВИНOКУРOВ oпeрeжaeт лидeрa квaлификaции Сeбaстьянa ВИЖЬE и впeрвыe в кaрьeрe выxoдит в финaл Кубкa мирa в спринтe. Фoтo: uci.ch

Кoнeц oктября — нaчaлo нoября в укрaинскoм спoртe нa фoнe пoслeoлимпийскoгo зaтишься прoшлo пoд знaкoм успexoв в вeлoтрeкe, пo нaгрaдaм в кoтoрoм бoлeльщики зa пoслeдниe гoды успeли пoрядкoм сoскучиться.

 

Три стaртa пoдряд фaктичeски нe сxoдил с пьeдeстaлa 34-лeтний Aндрeй Винoкурoв из Xaрькoвa. Сeрeбрo в кeйринe и брoнзa в спринтe нa чeмпиoнaтe Eврoпы в Сeн-Кaнтeн-Aн-Ивeлин.

 

Зaтeм три нaгрaды Кубкa мирa, нa пьeдeстaл кoтoрoгo спoртсмeн нe пoднимaлся с Кaли-2009. Срeди ниx и пeрвoe в кaрьeрe зoлoтo в спринтe нa сoрeвнoвaнияx тaкoгo рaнгa! 

 

Oдни пoклoнники вeлoспoртa нaзвaли этo вoзрoждeниeм Винoкурoвa. Другиe — удивились, чтo oн дo сиx пoр выступaeт зa Укрaину. O тoм, кaк удaлoсь вeрнуться нa кoнкурeнтoспoсoбный урoвeнь, o нeпрoстыx будняx укрaинскoгo вeлoгoнщикa и жeстoкиx нрaвax япoнскoгo кeйринa читaйтe в интeрвью Aндрeя Винoкурoвa «СЭ». 

 

НA ЧEМПИOНAТE EВРOПЫ ПOБИЛ ЛИЧНЫЙ РEКOРД

 

— Aндрeй, фaктичeски зa три нeдeли вы зaвoeвaли пять мeдaлeй: двe нa чeмпиoнaтe Eврoпы и три нa этaпax Кубкa мирa. Скaжитe, были ли рaньшe тaкиe успeшныe oтрeзки в вaшeй кaрьeрe?

 

— Пoжaлуй, нeт. Зa эти три нeдeли вышлo стoлькo мeдaлeй, скoль рaньшe мнe дoлгo пришлoсь бы сoбирaть. 

 

— Oцeнивaя свoю фoрму пeрeд стaртoм сeзoнa, вы прeдпoлaгaли, чтo oнa пoзвoлит вaм бoрoться зa мeдaли чeмпиoнaтa Eврoпы и Кубкa мирa?

 

— Мы к этoму гoтoвились, и пoнимaли, чтo спoсoбны сoстaвить сeрьeзную кoнкурeнцию. К тoму жe, всeгдa идeт нeбoльшoe зaтишьe в пeрвый сeзoн пoслe Oлимпиaды. Xoтя в этoт рaз я бы, кстaти, нe скaзaл, чтo рeзультaты сильнo упaли. В oбщeм, oсoзнaниe тoгo, чтo смoгу бoрoться зa нaгрaды, пришлo ужe в прoцeссe бoрьбы, чтo в принципe и прaвильнo. Пoтoму чтo кoгдa ты eдeшь нa сoрeвнoвaния чeрeсчур увeрeнным в сeбe, этo мoжeт плoxo зaкoнчиться. 

 

— A пo кaким критeриям вы вooбщe oцeнивaeтe свoю фoрму? 200 мeтрoв с xoду, кoтoрыe испoльзуются в кaчeствe квaлификaции для спринтa — этo пoкaзaтeль?

 

— У мeня нe всeгдa пoлучaeтся прoexaть двeсти мeтрoв тaк, кaк нужнo, нeсмoтря нa тo, чтo выступaю я ужe дaвнo и oпытa мнe нe зaнимaть. Этo вoпрoс дaжe нe стoлькo мoeгo физичeскoгo сoстoяния, скoлькo псиxoлoгии. Нo этo лишь квaлификaция! Мoжнo пoтoм пoтoм сoбрaться и пoкaзaть дoстoйный рeзультaт, кaк у меня получилось на Кубке мира в Глазго. Я проехал двухсотку с одиннадцатым временем. В 1/8 попал под третьего номера Василиуса Лендела из Литвы. И отправил его на лавочку отдыхать, грубо говоря. Хотя по идее должно было быть наоборот.

 

— Предлагаю вернуться к европейскому первенству, а точнее вашему полуфиналу с россиянином Павлом Якушевским. За счет чего удалось выиграть первый заезд, и что бы вы изменили, будь у вас возможность заново проехать второй или третий, которые вы проиграли?

 

— Мы уже проанализировали те заезды, поняли, где были ошибки. Думаю, не будем больше на те же грабли наступать. Получается, что мне лучше работается с первой позиции, и немного не хватает опыта использования второй. С Якушевским я выиграл первый заезд, где стартовал с первой позиции, а во втором со второй мне не хватило передачи, хотя сил было предостаточно. В решающем заезде по жребию я получил более удобную для себя первую позицию, но допустил ошибку и не додавил соперника. Якушевский — разгоняющий в командном спринте у сборной России. С резкостью у него чуть получше, чем у меня. И вообще он очень сильный спортсмен. Во Франции выиграл 200 метров с результатом 9,6. А я проехал 9,8. Для спринта это достаточно ощутимая разница в скорости.  

 

— А какой у вас личный рекорд на 200 метров с ходу?

 

— Вот как раз 9,822, которые я показал на чемпионате Европы во Франции.

 

КАК БЫВШИЙ ТОВАРИЩ ПО КОМАНДЕ ПОМОГ СОВЕРШИТЬ ДИКИЙ ПРОРЫВ

 

— У Якушевского вы взяли реванш в 1/8 финала Кубка мира в Апелдорне. Можно сказать, что вам помог прошлый опыт или же просто россиянин был не так хорош, как во Франции? 

 

— В Апелдорне он действительно проехал двести метров чуть медленнее. Если у меня было 9,951, то у него — 10,063. Но это незначительная разница. Поэтому я бы не сказал, что он был готов хуже, чем на чемпионате Европы. Да и он прекрасно знал, с кем он едет. Дело еще в том, что у нас только начиная с четвертьфинальной стадии проводятся два заезда, а до этого все решается в одном. То есть спортсмен может даже первое время на двести метров показать, но отправиться домой, допустив ошибку в 1/8 или 1/16. Шанса исправить ее нет. 

 

— С Эриком Энглером, которого вы победили в двух заездах в борьбе за бронзу во Франции, вы также встречались после чемпионата Европы. А до? И насколько вообще важную роль играет то, хорошо ли вы знаете соперника?

 

— Конечно, важно понимать, на что твой соперник способен. Но я уже так давно в этом виде спорта, что сложно найти спортсмена, с которым бы я за свою карьеру не пересекался или по крайней мере, которого никогда не видел бы на соревнованиях. Правда, раньше это чаще были кейрин и индивидуальная гонка на тысячу метров с места. В спринте таких результатов мне до недавнего времени показывать не удавалось. Поэтому я все же не всех соперников хорошо знаю, плюс старое поколение уходит, появляется молодежь. 

 

— За вашу карьеру я насчитала 15 медалей Кубка мира. Но если в кейрине их было пять, в том числе и единственные две до недавнего времени победы, то в спринте до этого сезона вам только однажды удалось пробиться в тройку призеров в Копенгагене-2008. Что поменялось, что именно эта дисциплина стала для вас более успешной вплоть до того, что вы победили в ней на недавнем Кубе мира в Апелдорне? 

 

— Вы правы, в спринте у меня произошел просто дикий прорыв в этом году. Я очень давно гоняюсь и у меня огромный опыт за плечами. Конечно, со временем что-то забывается. С 2009 года у меня не было медалей на этапах Кубка мира. Все это время я продолжал выступать, но высоких результатов не показывал, ограничивался только участием. Рад, что смог перебороть себя и справиться с этой ситуацией. И хотел бы сказать большое спасибо своему личному тренеру Евгению Болибруху. Мы с ним очень хорошо друг друга знаем и понимаем, потому что гонялись в одной команде. Вместе нам удалось найти систему подготовки, которая сейчас приносит плоды. 

 

— А как из товарищей по команде вы превратились в тандем «тренер — спортсмен»? 

 

— В 2014-м году я переехал вместе с семьей из Харькова во Львов — на родину Болибруха. Помните, какая тогда была обстановка в стране? Слава Богу, в моем родном городе ничего страшного не произошло, но мы не захотели рисковать. Болибрух же, закончив спортивную карьеру, практически сразу начал работать тренером. Мне тоже, если честно, предлагали такой вариант, но я решил еще повыступать и начал с ним сотрудничать. 

 

— Вы завоевали серебро в кейрине и на чемпионате Европы, и на Кубке мира в Апелдорне. А где  были ближе к тому, чтобы все-таки обойти чеха Томаша Бабека?

 

— Тут есть свои нюансы. Бабек едет только один вид, а я два. Перед кейрином всегда проходит спринт. Во Франции, к примеру, я проехал квалификацию и дошел до полуфинала в спринте, при этом не слил ни одного заезда. Тот же Павел Якушевский сказал, что единственным соперником, который заставил его максимально напрячься на чемпионате Европы, был Винокуров. Я вообще приверженец того, что если уж работать, то от начала до конца. Да и представьте, как бы было обидно, проиграй я в борьбе за третье место Энглеру. И вот после всего этого мне нужно было выходить на старт кейрина. Казалось бы, что там — всего лишь три круга, но на самом деле это очень тяжелый вид. Понятно, что надо быть хорошо готовым физически, но еще и уметь эмоционально настроиться, потому что там идет уже совсем другая игра. 

 

В ЯПОНСКОЙ ЛИГЕ КЕЙРИНА ИСПОЛЬЗУЮТ ХОККЕЙНУЮ ЗАЩИТУ

 

— Насколько я знаю, у вас был опыт участия в японской лиге кейрина. О том, что кейрин пользуется особой популярностью среди японцев многие слышали, но думаю, мало кто представляет как на самом деле там все организовано?

 

— В Японии на кейрин делаются денежные ставки, поэтому там все очень серьезно. Казино в классическом понимании этого слова в стране запрещено, но там разрешается ставить на скачки, вело и мотоспорт. Гонки обычно проходят в выходные. За день до старта участников привозят в закрытое помещение с велотреком. Проводят медицинское обследование, проверяют велосипед.

 

После этого закрывают ворота, и на улицу до соревнований уже не выпускают. Велосипеды там — полнейшая классика: железные с обыкновенными колесами и спицами. К тому же если на международных соревнованиях в кейрине спортсменам даже касаться друг друга нельзя (дисквалифицируют), то в японской лиге толчки в порядке вещей. Участники падают, велосипеды ломаются. Поэтому там гонщики используют хоккейную защиту: наплечники, нарукавники итд. В разные годы в японскую лигу приглашали от шести до девяти легионеров из самых разных стран: от Австралии до Великобритании и Франции. Получается как бы борьба японцев против всего остального мира. Самое главное отличие — это то, что в заезде участвует девять спортсменов.

 

Первый день квалификация: если вы занимаете места с первого по четвертое, то проходите в полуфинал, если с пятого по седьмое — то в заезд на ранг ниже и.т.д. Вечером накануне квалификации вы даете интервью местной прессе, где рассказываете какая у вас будет тактика. Это информация для болельщиков, которые будут делать ставки. 

 

— А много болельщиков на таких соревнованиях собирается?

 

— С каждым годом все меньше и меньше молодежи приходит, у нее уже другие интересы. В основном это люди старшего поколения, которые с самого начала интересовались кейрином, то есть с 50-60-х годов. Кейрин — это вообще изначально японский вид, просто его в свое время продвинули в программу чемпионатов мира и Олимпиад. 

 

— До сих пор японских кейринистов не особо интересовали международные соревнования. Как думаете, может ли ситуация измениться в связи с тем, что следующая Олимпиада пройдет в Токио? И насколько конкурентоспособными могут там быть японцы?

 

— Ситуация уже начала меняться. В Японию пригласили очень хорошего тренера Бенуа Вету, достигшего успехов со сборными Франции и Китая. Так что думаю, японский гонщики очень скоро всех удивят.

 

НАБРАЛ ЛИШНИХ 15 — И СТАЛ КАК КОЛОБОК НА ВЕЛОСИПЕДЕ 

 

— Скажите, а прослеживаются какие-то общие черты в манере езды британских, французских или немецких спринтеров? И что отличает представителей Украины?

 

— Нет, здесь все очень индивидуально. И те, кто давно гоняются, другу друга уже изучили, конечно. Например, все знают, что я буду ехать с первой позиции и долго. Не люблю вторую: не то, чтобы мне не хватало опыта, но сейчас скорости очень выросли, и все немного иначе стало выглядеть. Поэтому мне еще надо, как бы это сказать, набить руку.

 

В спринте все строится на том, кто кого перехитрит. Конечно, если у вас очень большое преимущество в индивидуальной скорости, то вероятно вы победите. Но все равно это еще не гарантия.

 

Потому что, как я уже раньше говорил, даже если вы двухсотку проехали не очень быстро, теоретически за счет тактики все-таки можете пройти дальше, когда начнутся заезды на вылет. И потом никогда нельзя недооценивать соперника независимо от того из какой он страны — Великобритании, Суринама или Тринидада и Тобаго. И там тоже есть хорошие спринтеры. Да и к тому же всегда что-то может пойти не так у тебя самого: не так быстро будут работать ноги, или голова отключится, и тебя возьмут и взуют, грубо говоря. А ты потом будешь кусать локти, почему так, я же сильнее?! Может и сильнее, но глупее. 

 

— Кого бы вы назвали лучшим спринтером на треке в истории велоспорта?

 

 — Сэр Крис Хой, который в 36 лет стал двукратным олимпийским чемпионом Лондона. Он — живая легенда.

 

— Наталья Цилинская — известная белорусская велогонщица, восьмикратная чемпионка мира как -то сказала, что темповика можно натренировать, а вот спринтером нужно родиться. Вы с ней согласны? 

 

— Конечно! Я кстати лично знаком с Цилинской. И когда мы еще только начинали гоняться, была немного другая тенденция в спринте: нужно было вырабатывать как можно более быстрый педаляж. А его невозможно натренировать, с этим нужно родиться, хотя… если человек имеет огромное желание, то он в любом случае чего-то сможет добиться. 

 

— Среди известных спринтеров есть такие как малазиец Азизулхасни Аванг, которого называют карманной ракетой (рост 168 см, вес 67 кг), а есть как француз Грегори Боже, который весит около ста килограмм при росте 181. Так какими на самом деле должны быть росто-весовые параметры, чтобы достичь успеха в вашем виде? 

 

— Стандартов нет, чтобы достичь успеха в спринте, нужно просто крутить педали быстрее, чем твой соперник. (Смеется). Я, например, сейчас вешу 95 при росте 180. В идеале нужно быть все-таки немного по легче, но пока так. Рабочий вес, при котором мне комфортно, 88 -92. В 2004- м году было время, когда я набрал лишних пятнадцать килограмм, стал эдаким колобочком на велосипеде. Естественно было очень тяжело ездить, но похудеть оказалось еще тяжелее. А вообще с весом можно играть — это одна из ключевых составляющих в подготовке. Чтобы стать сильнее, нужно быть больше. Если ты маленький и нагрузишь на себя триста-четыреста килограмм, кости могут лопнуть. 

 

— Скажите, а бедра 73 см в обхвате, как у немца Роберта Ферстеманна — это только для нас простых смертных из разряда фантастики, или же у вас и других коллег по цеху тоже вызывает удивление, а может, является и предметом зависти?

 

— Ничего удивительного, просто человек целенаправленно работает над своим рельефом, он любитель «железа», а велоспорт для него как хобби. 

 

БЫТЬ ЛЫСЫМ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПРИКОЛЬНО 

 

— Среди спринтеров немало тех, которые побриты под ноль или почти под ноль — Денис Дмитриев, Азизулхасни Аванг, Грегори Боже. Ваша прическа, точнее ее отсутствие — это необходимость или дань моде? 

 

— Это жизнь! (Смеется). Три-четыре года назад у меня появились сильные залысины и в какой-то момент я понял, что ходить с пышными боками — это не мое. И вы знаете: быть лысым оказывается прикольно. Подлецу все к лицу, как говорится. 

 

— Скажите, насколько хорошо в тонкостях спринта и кейрина разбираются ваши близкие? 

 

— Я вообще-то стараюсь семью особо в это не вовлекать. Жена у меня — не спортсменка, ей других забот хватает. Хотя и она, и моя мама, конечно, знают что такое спринт, что такое кейрин, иначе и быть не может раз их мужчина — велогонщик. Ну а папа у меня в прошлом занимался авто мотоспортом и был судьей по картингу.  

 

 — А ваши дети на велосипеде катаются?

 

— Конечно, но только катаются, не тренируются, по крайней мере, пока. Сына зовут Кирилл. Ему уже 13. Дочке — шесть, и у нее очень красивое имя — Аврора. 

 

— А если дети все-таки захотят попробовать то, чем занимается их папа, им будет где это сделать? 

 

— Да, в середине октября после реконструкции был открыт велотрек в Харькове. Там работает спортивная школа «Динамо». Идет набор детей, так что милости просим.

 

— А как долго трек был закрыт на ремонт и сколько он его ждал?

 

— Ремонтировать харьковский трек начали, если мне не изменяет память, еще перед лондонской Олимпиадой. Положили новое полотно, но были недоработки, которые потом очень долго исправляли. Год он простоял и вот наконец его сдали в эксплуатацию. Сколько он не ремонтировался до этого? Очень давно. Я даже помню, как в 2000-х мы с отцом сами цементиком латали дырочки перед турниром «Большой приз Харькова». Я вырос на этом треке, поэтому для меня это было несложно. И кстати там до сих пор держатся мои рекорды. 

 

— А в каком состоянии львовский велотрек — единственный крытый в Украине? Там до сих пор крыша течет и во время дождя приходится соревнования останавливать, чтобы протереть полотно?

 

— Нет, крышу уже отремонтировали, хотя кое-где все-таки подтекает. Но главное, там сейчас есть отопление. Без рукавов и в велотрусах, конечно, не поездите, но все равно уже не так страшно. Потому что раньше для нас зимний чемпионат Украины превращался в настоящее испытание. Помню, как-то было настолько холодно, что я между заездами спринта сидел в куртке, шапке, укутанный тремя одеялами.  

 

— На Играх в Пекин-2008 украинская сборная была представлена восьмью спортсменами. В Лондоне — пятью, в Рио поехала только одна Любовь Басова. Эта динамика объективно отображает положение дел в украинском велотреке, как вы считаете?

 

— Да, и не только в велотреке, во всем спорте. Медалей становится все меньше и меньше, на душе — печальней и печальней. В Украине у каждого вида спорта есть свои проблемы и сложности с финансированием, поэтому не вижу смысла об этом говорить. Я взрослый человек и прекрасно все понимаю, но люблю велоспорт, поэтому до сих пор им занимаюсь. Конечно, если не делать вложений, то не будет и прибыли. Но украинские спортсмены все равно как-то умудряются показывать достойные результаты несмотря на то, что у них многого нет. Может когда-нибудь будет… хочется в это верить.

 

— Ваш инвентарь сильно уступает тому, что имеют ведущие спринтеры мира? 

 

— Если честно, то уступает, конечно. 

 

— В вашей карьере могло быть четыре Олимпиады, а получилась пока только одна — в Пекине. Скажите, с теми условиями подготовки, которые есть у наших велогонщиков и существующими критериями олимпийского отбора, вообще реально попасть на Игры? И есть ли у вас в планах Токио-2020? 

 

— Естественно, хочется закончить карьеру жирной точкой в сорок лет и с чем-нибудь блестящем на груди, желательно золотой пробы. Может к тому времени в нашей стране наконец-то появятся сильные молодые спринтеры. 

 

— А сами вы не хотите заняться их воспитанием?

 

— 50 на 50. Если и работать тренером, то с контингентом помладше. То есть быть тем средним звеном, которое ищет молодые дарования и готовит смену основной команде. 

 

Анна САВЧИК, Спорт-Экспресс в Украине

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.