Aлeксaндрa НAЗAРOВA и Мaксим НИКИТИН. Фoтo: nice-baie-des-anges.fr
Вицe-чeмпиoны Юнoшeскoй Oлимпиaды-2012 Aлeксaндрa Нaзaрoвa и Мaксим Никитин, скoрee всeгo, будут нaшeй глaвнoй лeдoвoй нaдeждoй чeрeз гoд в Пxeнчxaнe.
Прaвдa, для этoгo им eщe нужнo квaлифицирoвaться нa Игры-2018. Нa чтo сдeлaл стaвку, в прeдoлимпийскoм сeзoнe вeдущий укрaинский дуэт, чeм тaк пoкoрил лeгeндaрную Тaтьяну Aнaтoльeвну Тaрaсoву, пo кaким причинaм рeшил смeнить трeнeрa, и нaскoлькo oсвoился в СШA в группe Игoря Шпильбaндa.
Oб этoм и мнoгoм другoм читaйтe в интeрвью, кoтoрoe дaл «СЭ» вo врeмя дeкaбрьскoгo чeмпиoнaтa Укрaины Мaксим Никитин.
НEСКOЛЬКO ДНEЙ ПРOЛEЖAЛ С ТEМПEРAТУРOЙ
Нaпoмним, чтo прoшлый сeзoн (в тo жe врeмя пeрвый пoлнoцeнный пo сeньoрaм) пoлучился для вoспитaнникoв xaрькoвскoй шкoлы фигурнoгo кaтaния нeскoлькo скoмкaнным из-зa трaвмы пaртнeрши. Aлeксaндрa Нaзaрoвa, oтрaбaтывaя нa трeнирoвкe твизлы, пoврeдилa кoлeнo — и брoнзoвыe призeры юниoрскoгo чeмпиoнaтa мирa-2015 вынуждeны были прoпустить янвaрский чeмпиoнaт Eврoпы в Брaтислaвe. Пo тoй жe причинe нe удaлoсь им в пoлную силу выступить в кoнцe мaртa нa мирoвoм фoрумe в Бoстoнe.
— Пoслe трexмeсячнoгo пeрeрывa мы пoкaтaлись буквaльнo двe нeдeли и пoexaли нa чeмпиoнaт мирa в Бoстoн. — вспoминaeт Мaксим Никитин. — Фoрмa у нaс былa плoxaя, пoэтoму рeзультaт, кoтoрый мы тaм пoкaзaли, в рaсчeт брaть нe стoит. Нaм прoстo нужнo былo тaм выступить, чтoбы нe пoтeрять судeйскoe мeстo для Украины.
Что касается этого сезона, то колено Сашу уже не беспокоит. Подготовка получилась полноценной, если не считать последние пару недель перед чемпионатом Украины. В начале декабря мы выступали на турнире в Загребе. И там заболела Саша.
А после того, как мы приехали в Украину, я уже три-четыре дня пролежал с температурой 39,6. Полторы недели мы вообще не катались. И первый раз вышли на лед перед тем как ехать в Киев.
— Это уже ваш пятый старт в сезоне, самые высокие оценки вы получили в ноябре на Ice Star в Минске (64,58 и 98,82). Прокат там и по ощущениям получились самыми лучшими или все же их нельзя сравнивать с выступлением на парижском этапе «Гран-при ISU» перед искушенной публикой «Берси»?
— В Париже короткий танец по моим ощущениям мы откатали гораздо лучше, чем в Минске. Я сейчас говорю не про технические моменты, а именно про наше состояние: мы больше танцевали, лучше чувствовали публику. Но вот что касается произвольного, то, думаю, на минском льду действительно был пока наш лучший прокат в этом сезоне.
— А вы сразу поняли, за что вам поставили дидакшн в коротком танце в Париже?
— Саша в самом конце программы делает сальто, так вот его судьи расценили как поддержку. А поскольку в коротком танце поддержка может быть только одна и она у нас уже была, нам это сальто посчитали как экстра элемент. В принципе, там есть спорный момент, одни говорили, что да — это долго, поэтому нужно считать как поддержку, другим так не казалось. Мы же не хотели терять это сальто, так как оно выглядело достаточно оригинально и акробатично, и многим нравилось. Просто решили исполнять его максимально быстро. Честно признаться, для нас стало достаточно большим удивлением, что его нам зачли как экстра элемент в Париже. Потому что во время тренировок, а мы там их провели немало, никаких замечаний не поступало. И раньше тоже проблем не было.
СРАЗУ ПОНЯЛИ, ЧТО ХИП-ХОП — ЭТО НЕ НАШЕ
— Скажите, а вы много изменений вносили в свои программы по ходу сезона?
— Да. Как вы, наверное, знаете, мы перешли летом к новому тренеру Игорю Шпильбанду. Мы еще притираемся друг к другу и после каждых соревнований пытаемся что-то улучшить, что-то поменять, слушаем мнение техбригады, судей, простых зрителей.
— По данным официального сайта ISU в этом сезоне на Golden Spin вы побили личные рекорды в произвольном танце (92.46) и по сумме двух программ (148,66). Но в короткой в качестве Personal best в вас до сих пор значатся 58.20, набранные в Загребе-2014. Пасодобль и фламенко у вас получались лучше, чем вальс с маршем и блюз со свингом — или же здесь не в ритмах дело?
— Короткий танец — не наш конек. Там задается тема и чаще всего она не совсем совпадает с нашим темпераментом. Но фламенко и пасодобль пришлись нам по душе: это была как раз одна из тех программ, которые нам очень нравилось катать. Мы ее чувствовали.
— Как отреагировали, когда узнали какими будут обязательная и креативная части короткого танца в этом сезоне?
— Мы сразу поняли, что хип-хоп — это не наше и даже не пытались его. Но вот блюз и свинг показались нам достаточно интересными. И, как мне кажется, мы в этом сезоне с коротким танцем попали в точку. Он нам очень нравится. Что касается музыки, то у нас было много вариантов, но в итоге мы остановились на песнях Only You и Tutti Frutti, которые нам предложил Игорь Шпильбанд.
АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ТРЕНИРОВОК НАМ НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ
— Подготовку к этому сезону вы начали уже в Америке. Скажите, что было раньше: решение покинуть группу Александра Жулина или же желание работать с Игорем Шпильбандом?
— Факторов, которые повлияли на наше решение сменить тренера, было много, один из них — политический. Нам стало труднее находиться в России. Из-за напряженной обстановки сложно было с финансированием нашего тренировочного процесса там. Кроме этого спортсмены все-таки должны двигаться дальше. Мы рассматривали разные варианты. Но первым в списке наших с Сашей приоритетов был как раз Игорь Шпильбанд. И в дальнейшем федерация сделала все для того, чтобы в итоге мы все-таки смогли присоединиться к его группе в Америке.
— Чем запомнились те три сезона, которые вы провели в Москве под руководством Александра Жулина?
— Мы очень благодарны Жулину. И расстались мы с ним хорошо. Он нам очень много дал, в частности — имя. Тренируясь у него, мы стали третьими на юниорском чемпионате мира в Таллинне. Он нам показал, как нужно подавать себя публике большой, с ним мы дебютировали на чемпионатах мира и Европы. Это огромный опыт, о котором мы не жалеем.
— В группе Игоря Шпильбанда тренируется ряд сильных дуэтов — призеры последних двух чемпионатов мира американцы Мэдисон Чок и Эван Бейтс, участники финала юниорской серии «Гран-при»- 2016 Кристина Каррейра/Энтони Пономаренко (США) и Анжелика Абашкина/Луи Тороне (Франция), чемпионы Израиля Изабелла Тобиас/ Илья Ткаченко. С кем из них вы чаще всего пересекаетесь на тренировках, с кем проводите свободное время за пределами катка?
— У Игоря очень дружная команда — мы практически со всеми общаемся. Нас сразу тепло приняли. Что касается тренировок, то там нет такого понятия, как старшая или младшая группа, сегодня мы можем кататься с совсем маленькими, а завтра с Чок и Бейтс. Тренировочный процесс у нас меняется каждый день, расписание плавает. У каждой пары есть свой план, в котором предусмотрены индивидуальные занятия. Сегодня, скажем, со Шпильбандом. Завтра — с Фабьяном Бурза. Послезавтра — еще с каким-то специалистом. В России и Украине такого нет, там одна команда тренеров готовит всех вместе и всех сразу. Американская модель нам больше нравится.
ЕСЛИ ЗРИТЕЛЬ УЛЫБНУЛСЯ, ЗНАЧИТ, МЫ ДОСТИГЛИ ЦЕЛИ
— В прошлом сезоне в произвольной программе вы танцевали под классику. Эксперимент не совсем удался? Вы поэтому вернулись к более привычному стилю и решили, что лучше будете создавать веселое настроение на льду, чем разыгрывать драму?
— Да, эксперимент не удался. И в этом сезоне мы действительно взяли то, в чем чувствуем себя более органично и уверенно. Этот год очень важен: нужно будет квалифицироваться на Олимпиаду-2018. Поэтому мы решили не рисковать.
— «Микмакс» вы посмотрели до или после того, как взяли музыку из этого фильма для своей произвольной программы? Кстати, чья это была идея?
— Это была идея Игоря Шпильбанда. Фильм мы посмотрели уже в процессе работы над постановкой. Это был очень интересный опыт. Кино необычное. Взять образы оттуда не удалось, мы поняли, что они не будут читаться на льду. Поэтому до сюжета мы не привязывались. Костюмы разрабатывала вместе со специалистами Саша. Вышло очень неординарно.
— Что зритель должен чувствовать и о чем думать, наблюдая за вашим танцем, чтобы вы могли с уверенностью сказать, что вы добились желаемого эффекта?
— У зрителя на лице должна появиться улыбка, а на душе — счастье и веселье. Глубокого смысла в нашем танцы искать не стоит, его цель доставить людям удовольствие.
ВИРЧУ И МОИР — ЭТО ИСКУССТВО НА ЛЬДУ
— До вас дошли комплименты, которыми щедро наградила ваш произвольный танец во время телетрансляции «Гран-при» во Франции известный тренер Татьяна Тарасова?
— Конечно, мы слышали, что она говорила, комментируя соревнования в Париже. Еще больше комплементов было сказано уже по-за трансляции. Татьяна Анатольевна приезжала в Америку. Видела, как мы работаем. Уже тогда мы ей понравились, и она сказала много теплых слов в адрес нашей пары. Мы долго разговаривали с ней, выслушали все похвалы, замечания и пожелания. Она также подсказала, что и как можно улучшить. И мы даже уже пробовали это. Возможно, выполним ее задумку на чемпионате Европы.
— А кому принадлежала идея включить в комбинированное вращение качающуюся либелу, которая так понравилась Тарасова? И как долго вы работали, прежде, чем у вас это получилось?
— Это вращение мы пытались еще в юниорском возрасте. Идея — наша с Сашей. Как-то катались и нам пришла в голову мысль: почему одиночники этот элемент используют, а танцоры — нет. И мы решили попробовать сделать его в дуэте.
— А чьи танцы лично на вас сделали в этом сезоне самое сильное впечатление?
— Безусловно, канадцев Тессы Вирчу и Скотта Моира. Они всегда были для нас кумирами. И я вам скажу, мы очень рады, что они вернулись. Потому что даже просто выступать с ними на одном льду это что-то немыслимое. Это пара, которая вошла в историю мирового фигурного катания.
Я считаю, что это лучшее, что было в танца на льду, было и есть! У нас много кто пытался вернуться, но зачастую это выглядело достаточно смешно, но только не в случае с Вирчу и Моиром. Их программы — это больше, чем просто спорт, они делают искусство на льду.
Анна САВЧИК, Спорт-Экспресс в Украине